Физическая боль и чувство страха усиливают обоняние. К такому неожиданному выводу пришли американские ученые. Чтобы доказать это, им пришлось провести довольно жестокий эксперимент. Исследователи набрали группу юношей, которые согласились, чтобы их били слабыми зарядами тока. Во время такой экзекуции обоняние у добровольцев становилось намного острее, чем было до начала опыта. Впрочем, профессиональные парфюмеры уверены, что научиться различать оттенки запаха можно и без таких жертв. Правда, придется упорно тренироваться почти 10 лет. Она не любит, когда ее профессию называют "нос". Как будто кроме обоняния в ней больше ничего не требуется. Ведь никому же не приходит в голову называть композиторов "ухо". А ведь в основе его работы тоже одно из пяти основных чувств. Жанн-Мари Фожье, парфюмер: "Композитору не нужно каждый раз слушать, как звучит скрипка, чтобы написать произведение. Он держит звуки в голове и творит, прежде всего, в голове. Так и мы, парфюмеры". Не меньше 10 лет требуется на то, чтобы запомнить несколько сотен запахов, которые лежат в основе парфюмерной палитры. Не узнавать, а именно запомнить! Чтобы свободно ими оперировать, чтобы с легкостью разложить на составляющие аромат осенней листвы или тропического ливня. Чтобы воссоздать их потом в лаборатории. Жанн-Мари Фожье, парфюмер: "Здесь у меня два эскиза для будущего мужского одеколона. Хочу, чтобы это было что-то искрящееся, легкое и свежее. Я придумала 2 формулы, по ним "собрали" композицию, и теперь я буду проверять, соответствует ли это замыслу, тому, каким я представляю себе новый одеколон". На создание одного парфюма уходит несколько месяцев. При этом приходится учитывать такие прозаические вещи, как конечная цена. А она часто зависит от погоды. Из-за прошлогодней засухи, например, в 5 раз подорожало пачули, эфирное масло из кустарника, растущего в Индии. Значит, с пачули придется быть экономней. Таких, как Жанн-Мари, в мире не больше восьмисот. Парфюмер - профессия штучная, хоть и является частью целой индустрии. Парфюмерная фабрика похожа на фабрику-кухню. Никакой романтики! Огромные кастрюли стоят в очереди на раздачу. Из трубок капает душистое масло. Немного иланг-иланга, потом ваниль. С одинаковой педантичностью компьютер отсчитывает душистые капли для изысканных духов и для отдушки какой-нибудь моющей жидкости. Эрик Страт де Борэн, директор парфюмерной фабрики: "Да, мы производим в одном цеху и то и другое! Технологический процесс ничем не отличается. Вся разница только в композиции". Лаванда, корица, бергамот, сицилийский лимон, масло миндального ореха, вытяжка из сосновой хвои, болгарская роза, мимоза - здесь более 900 ингредиентов. Для создания простой композиции, например, шампуня, требуется не больше десятка, а для духов - не меньше 40 ингредиентов, а иногда и больше 80. Здесь все или почти все роботизировано, автоматизировано. Волшебная алхимия аромата поставлена на поток. Каждый год на рынке появляется более 500 новых продуктов. Большинство из них живут всего два-три сезона. Создать хит - духи, которые нравились бы всем и через год и через 50 лет, - выпадает нечасто. Но об этом мечтает каждый парфюмер. Жанн-Мари Фожье, парфюмер: "Мы фокусники, которые в буквальном смысле водят вас за нос. Но мы тут, чтобы мир благоухал!" Профессия накладывает на парфюмера определенные ограничения. Нет, Жанн-Мари не ходит, конечно, как герой старого советского кино, с ватным тампоном в носу. Она умеет отключаться на время от запахов города, машин, проходящих мимо людей. Но она не может позволить себе, например, острую пищу. Лук, чеснок и пряности - только в отпуске. Они непременно проявятся в запахе кожи и волос. А это будет влиять на остроту обоняния. Парфюмер побывала недавно на Аральском море. Тамошний соленый воздух в сочетании с ароматом Востока потряс ее. Пока никому не удавалось соединить в одном флаконе свежий морской бриз и южную сладость. Жан-Мари хочет попробовать. Ведущая: Околдовать, обольстить и пробудить самые глубокие тайные чувства - все это можно сделать с помощью духов. Главное, правильно подобрать аромат. О том, какие секреты нужно знать, отправляясь в магазин косметики, об этом нам расскажет парфюмер Жанна Гладкова. Сейчас осень, скажите, есть ли какой-то аромат, который именно относится к этому сезону? Гость: Ну, на самом деле осень - это некая меланхолия и некое ощущение и предвкушение может быть более спокойного времени года, как зима. Поэтому аромат стоит выбирать, который не только вас будет согревать, но и который не обладает каким-то драйвом и движением. Ведущая: А вообще, как правильно выбирать духи? Есть ли какие-то правила? Гость: Когда вы идете в парфюмерный магазин, определитесь, что вы хотите. Потому что, если вы купили себе красную сумочку, вы идете за красными туфлями. Точно так же и ставьте себе задачу, когда вы приходите. Поэтому, когда вы слушаете много ароматов, обоняние, конечно, устает. С непривычки притупляется. Можно брать с собой бутылочку воды и делать глоток, не нюхать помолотые зерна кофе. Ведущая: А вот говорят, что это помогает? Гость: Это заблуждение. Физиологичнее всего делать глоток, потому что в этот момент обонятельные рецепторы опускаются в слизистую и очищаются от ароматической молекулы. Или можно слушать по контрасту: нанести два совершенно разных аромата на два запястья, и по контрасту будет возникать более точное, более яркое ощущение каких-то нюансов и оттенков. Ведущая: А сколько времени нужно подержать на коже, чтобы понять, что ваш аромат? Полчаса, пять минут? Гость: Ну, в течение, допустим, 5-10 минут можно установить, по крайней мере, что этот аромат вызывает у вас ощущение счастья. Ведущая: А вот какой совет можно дать мужчинам? Ведь им же тоже нужно выбирать хорошие запахи, и не всегда это делают женщины, иногда им приходится самим это делать. Какие советы? Гость: На самом деле мужчины должны выбирать точно так же, как и женщины по своим внутренним ощущениям. Он тоже наносит на кожу, и, если он испытывает блаженство, он должен быть уверен в том, что женщина, которая будет рядом с ним, и он будет в этом аромате, она такое же будет испытывать блаженство. Ведущая: Вот, если духи тебе очень подходят, то естественно, ты их не чувствуешь, но как же тогда душиться так, чтобы окружающие не задохнулись? Гость: Пользоваться ароматом нужно очень аккуратно. Нельзя кутаться в аромат, нужно, чтобы он возникал по вашему желанию. Вы взмахнули ручкой, вы встряхнули головой, он возник, исчез. Ведущая: Тогда на какие зоны? Ну, понятно, что, естественно, зона шеи, да? Гость: Шея, не за ушками, только не за ушами. А именно, где сонная артерия проходит. Вот здесь яремная впадинка между ключицами. Здесь очень крупные сосуды проходят, очень теплое местечко. Затем запястье, волосы и вот этого было бы достаточно. Ведущая: А если выбирать аромат для какой-то очень важной рабочей встречи, совещания, собеседования, что лучше выбрать? Гость: Вообще ароматы, в которых много древесных нот, в которых присутствует дубовый мох, то есть шипровое направление, шипровый аккорд, да, то есть, эти ароматы, они для прагматичных деловых, целеустремленных женщин. Ведущая: А что выбрать на свидание? Вот считается, что ноты мускуса, пачули рождают ощущение страсти, но ведь не всем они подходят? Гость: Романтическое настроение рождают, допустим, цветочно-альдегидные ароматы, в которых цветочный букет из сердечных нот окутан таинственной прохладой тумана. Если вы хотите сексуальный аромат, выбирайте те ароматы, которые изначально звучат приглушенно. Они будут обволакивать вас, как вторая кожа. Согревшись на ней, они будут звучать очень интимно и тепло. Жанна Агалакова |